На основании ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», если ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), то есть имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), для него создаются специальные условия для получения образования.
Специальные условия для получения образования – это:
- образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
- обеспечение доступа в здания организаций (безбарьерная среда).
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего уровней образования):
- для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся;
- для слепых, слабовидящих обучающихся;
- для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для обучающихся с задержкой психического развития;
- для обучающихся с умственной отсталостью;
- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
- для обучающихся со сложными дефектами.
Для создания обучающемуся с ОВЗ специальных условий обучения и воспитания на базе образовательной организации, НЕОБХОДИМО ПОЛУЧИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК с рекомендациями о необходимости создания специальных условий при получении образования.
АООП разрабатывает психолого-педагогический консилиум образовательной организации по месту обучения ребенка с учетом рекомендаций комиссии.
Психолого-педагогическая помощь
На основании ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», если обучающийся нуждается в логопедической и/или психологической помощи, испытывает трудности при освоении основной образовательной программы, адаптации или социализации, то ему может быть оказана психолого-педагогическая помощь.
Психолого-педагогическая помощь включает в себя:
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися педагога-психолога, логопедическую помощь обучающимся;
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.