Бытовой труд в нашей повседневности занимает значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо, тем самым готовя их к будущей самостоятельной жизни. Приученные с детства, став взрослыми, они учатся их выполнять регулярно. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам помою посуду».
Об этом состоялся живой разговор с родителями обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста на родительском собрании по теме «Психологические аспекты влияния трудовых обязанностей в семье на степень социализации ребёнка» 27 марта 2025 года, проведённом педагогами-психологами Центра «Доверие» Соболевой О.О., Кабуловой Н.О., Агаевой А.С. в рамках реализации плана родительского лектория. Данное мероприятие является частью проекта Центра «Доверие» «Школа ответственного родительства».
Встреча была направлена на формирование у родителей отчётливых представлений о роли, возможностях, возрастной периодизации, путях и способах трудового воспитания детей в семье, раскрытие психологических аспектов влияния трудовых обязанностей на степень успешности социализации ребёнка.
В ходе подготовки данного мероприятия был проведён социологический опрос обучающихся и их родителей, который выявил, что дети в 73 % случаев считают, что имеют домашние обязанности, при этом 82% родителей не привлекают детей к своим заботам вообще, а 18% имеют заниженные требования, а по большому счёту ни дети, ни родители не имеют чёткого понимания различий между обязанностью и разовой помощью (89%).
Вопрос в современном обществе стоит крайне остро, зачастую взрослым кажется, что отсутствие обязанностей у ребёнка освобождает их время для более полезной деятельности, но наука говорит об обратном –такой подход к воспитанию лишает детей необходимости планировать, ставить цели и достигать их, умения адекватно реагировать на трудности.
На собрании обсуждались вопросы: какие обязанности могут быть подходящими для детей в зависимости от возраста, как правильно вовлекать их в работу по дому и как сделать этот процесс интересным и полезным для всех членов семьи
Родители обменивались полезными советами и идеями, которые помогают их детям расти ответственными и уверенными в себе людьми.
В заключении все участники получили буклеты с рекомендациями для улучшения взаимодействие внутри семьи по проблеме вовлечённости детей в бытовой труд, разработанные на основе предварительного анкетирования.